О существовании Небесного ангельского мира мы знаем из
Священного Писания. О том, что он создан Богом еще до создания видимого
мира и человека. Знаем, что число Ангелов неисчислимо велико и что
Премудрость Божия учредила удивительный порядок в этом Небесном
воинстве, создав ангельскую иерархию, разделив всех Ангелов на девять
чинов по три чина в иерархии, подчинив низшие чины высшим. Ангелы
отличаются друг от друга как просвещенностью, так и различностью
степени благодати. Высшую иерархию непосредственно близко
стоящих к Богу составляют Ангелы, носящие имена: Серафимы,
Херувимы и Престолы. Серафимы соответственно своему имени
имеют сердца, пламенеющие любовию к Богу, и возбуждают и других
пламенно любить своего Создателя. Серафим - значит "пламенный". Херувимы
имеют полноту видения и обилие премудрости. Они озарены обильными
лучами света Божия. Им дано знать всё в той степени, в какой могут
познавать созданные существа. Престолы - эти Ангелы столь
возвышенны и столь озарены благодатию, что Господь обитает в них и
через них проявляет Свое правосудие. Вторая, средняя иерархия состоит
из Ангелов, носящих имена: Господства, Силы и Власти.
Ангелы Господства учат людей господствовать над своей волей, быть
выше всякого искушения, а также повелевают теми злыми духами, которые
поклялись погубить человека. Силы - Ангелы, исполненные
Божественной крепости. Это те духи, через которых Господь совершает Свои
чудеса. Им дарована Богом способность ниспосылать благодать
чудотворения угодникам Божиим, которые при жизни на земле творят чудеса.
Власти - Ангелы, имеющие власть укрощать власть бесовскую,
отражать вражии искушения. Кроме того, они укрепляют добрых подвижников в
их духовных и телесных трудах. Третья, низшая, иерархия
включает в себя тоже три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.
Начала - чин Ангелов, которым поручено управлять вселенной,
охранять отдельные страны и народы и управлять ими. Это Ангелы
Народоправители. Их достоинство выше, чем Ангелов Хранителей отдельных
людей. Из книги пророка Даниила мы узнаем, что попечение о иудейском
народе было вверено Архистратигу Михаилу (см.: Дан. 10, 21). Архангелы
- великие благовестники Таин Божиих, всего великого и преславного. Они
укрепляют в людях святую веру, просвещая их умы к познанию и разумению
воли Божией. Ангелы
(последний, девятый чин иерархии) - светлые духовные существа,
ближе всех стоящие к нам и имеющие о нас особое попечение. Из
Священного Писания нам известно, что Архангелов, то есть старших
Ангелов, начальствующих над всеми остальными, -семь. В книге Товита мы
читаем, что Ангел, беседовавший с ним, сказал: "Я - Рафаил, один из семи
святых Ангелов" (Тов. 12, 15). И в Откровении Иоанна Богослова
говорится о семи духах, иже пред престолом Божиим (см.: Откр. 1, 4). К
ним Святая Церковь относит: Михаила, Гавриила, Рафаила, Уриила,
Селафиила, Иегудиила и Варахиила. Предание к ним причисляет и Иеремиила.
1. Архангел
Михаил - первый из верховных Ангелов, Поборник славы Божией.
Он часто изображается в воинском облачении с другими верными Богу
Ангелами. Или изображается один в одежде воина с мечом или копием в
руке, попирающий ногами дракона или древнего змия - диавола. Так он
изображается в память о том, что некогда на небесах была великая брань
между Ангелами - служителями Божиими и злыми духами - ангелами,
отпавшими от Бога и ставшими служителями сатаны. Иногда он изображается с
копием, верх которого украшает белая хоругвь с крестом. Это особенное
отличие Архангела Михаила и его воинства, означающее нравственную
чистоту и непоколебимую верность Небесному Царю. 2. Архангел Гавриил
- провозвестник судеб Божиих и служитель Его всемогущества.
Изображается иногда с райской ветвью в руке. Или с фонарем, внутри
которого горит свеча, в одной руке и с зеркалом в другой. Свеча,
закрытая в фонаре, означает, что часто судьбы Божии бывают сокрыты до
времени их исполнения, но и по исполнении их постигаются только теми,
кто внимательно смотрит в зерцало своей совести и слова Божия. 3.
Архангел Рафаил
- изображается с алавастровым сосудом, наполненным целительным маслом.
Имя Рафаил означает "милосердие", "помощь всем страждущим". 4.
Архангел Уриил
- Архангел света и огня Божия - изображается с опущенной вниз
молнией. Он озаряется огнем пламенной любви, просвещает умы людей
откровением полезных истин. О нем можно сказать, что он является
особенным покровителем людей, посвятивших себя наукам. 5. Архангел Селафиил
- Архангел молитвы. Изображается или с четками в руках, или в
молитвенной позе с приложенными в благоговении к груди руками. 6.
Архангел
Иегудиил - "хвала Божия". Изображается с золотым венцом в
одной руке и с бичом из трех шнуров в другой. Венец - для поощрения
людей, подвизающихся во славу Божию, а бич для защиты их именем Святой
Троицы от врагов. 7. Архангел Варахиил
- Архангел Божиих благословений, во время земной жизни посылаемых
тем, кто трудится для получения небесных, вечных благословений. Таковы
Архангелы.
|